Красота требует жертв, или о том, как у жительниц югорской столицы проходит «период охлаждения» к покупке косметики «DeSheli»

В Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре поступила серия жалоб потребителей, воспользовавшихся рекламной акцией и прошедших демонстрационную процедуру по уходу за лицом (телом, волосами) в одном и косметических салонов югорской столицы. Апогеем сервиса при проведении данной акции было оформление договора купли-продажи косметики марки «DeSheli» с привлечением кредитных средств. Всех заявительниц объединяет то, что они тут же, по окончании косметической процедуры, заключили кредитный договор.

В зарубежной практике продаж имеется понятие «период охлаждения» к покупке – т.е. период, в который покупатель имеет возможность обменять или вернутьтовар надлежащего качества. В отечественном законодательстве такая возможность предусмотрена ст.25 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее закона № 2300-1) о праве потребителя на обмен (в течение 14 дней) товара надлежащего качества, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. И только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата (в трехдневный срок) уплаченной за указанный товар денежной суммы (ч.2 ст.25 закона № 2300-1). Однако, коварство ситуации с косметикой «DeSheli», заключается в том, что парфюмерно-косметические товары, занимают III-ю позицию в Перечне товаров, не подлежащих обмену по вышеуказанным основаниям, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Часть потребительниц, выйдя из состояния благодушия, навеянного рекламной процедурой по уходу за лицом (телом, волосами), поспешили с жалобами на действия сотрудников косметического салона, законно отказавших в возврате обратно проданной с привлечением кредитных средств, косметики.

Содержание других жалоб было сведено к возникновению аллергических реакций после применения данной косметики, не до конца понятным условиям кредитования в момент заключения договора купли-продажи и т.п. При производстве по всем поступившим обращениям Управлением Роспотребнадзора по ХМАО – Югре выявлены следующие нарушения прав потребителей:

  • Потребителю косметики «DeSheli» не предоставлялась полная информация об условиях кредитования в т.ч. о полной стоимости кредита, подразумевающей выплату процентов,
  • Нарушения при работе с персональными данными - перед прохождением процедуры потребителя просят обязательно предъявить паспорт, объясняя данную просьбу необходимостью удостовериться в личности, т.к. процедура проводится строго индивидуально (как вариант, в качестве подарка от «тайного дарителя») и с учётом возраста клиентки. На самом деле пока клиентка проходит промо-процедуру - оформляется кредитный договор.
  •  Наборы парфюмерно-косметических средств «DeSheli» не содержат информации на русском языке.

По выявленным нарушения Управлением Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре применены меры административного реагирования, а неискушённым потребителям рекомендуем:

- если Вы согласились поучаствовать в презентации, помните, что цель её проведения - добиться согласия на покупку (по уходу за лицом, за телом, за волосами), демонстрация проводится длительно, используются все приёмы убеждения;

- ни при каких условиях не передавайте паспорт – обязанность по предоставлению информации о себе и товаре законодательством по защите прав потребителей (ст.9,10 закона №2300-1) возложена на исполнителя услуг, а не потребителя.

- помните о наличии «периода охлаждения к покупке» - не принимайте решение о покупке сразу после окончания демонстрации, отложите принятие решения на несколько дней, попросите проект договора купли-продажи и кредитного договора для изучения;

- узнайте мнение о товаре у друзей, знакомых, отзывы других покупателей в Интернете;

- помните, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N55 парфюмерно-косметические товары обмену и возврату не подлежат.

- в случае возникновения аллергических реакций (это, как правило, индивидуальная реакция организма), Вы не сможете возвратить товар, а бремя выплачивать кредит останется на Вас.

Консультирование по вопросам защиты прав потребителей, при необходимости содействие в подготовке претензий и исковых заявлений осуществляется Консультационным центром по защите прав потребителей, действующем при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре» по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 72, тел. 8-(3467)-36-30-88 и его филиалы.

Материал подготовлен заместителем начальника отдела защиты прав потребителей Южаковой Ольгой Леонидовной тел 8 (3467) 33-37-19