Итоги судебной практики Управления Роспотребнадзора по ХМАО – Югре по защите прав потребителей за 2022 год

В Управлении Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округ – Югра (далее - Управление) подведены итоги судебной практики по вопросам защиты прав потребителей за 2022г.

За 2022 год в рамках реализации Закона «О защите прав потребителей» Управлением Роспотребнадзора по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре (далее-Управление) подготовлено и направлено в суды 91 заключение в целях защиты прав потребителей.

Из рассмотренных 91 дел, по которым даны заключения, исковые требования потребителей удовлетворены по 75 делам. Процент дел, по которым приняты решения в пользу потребителей, остается стабильно высоким - 82 процента.

Наибольшая доля заключений в защиту прав потребителей, поданных Управлением по итогам 2022 года, приходится на розничную торговлю – 69 заключений, 22 заключений пришлось на сферу услуг. На основании указанных заключений, в пользу потребителей присуждено 9865700 руб., компенсация морального вреда составила 639800 руб.

В статусе процессуального истца Управлением в 2021 году подано 8 исков в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей, которые были удовлетворены в полном объеме судами округа.

В защиту прав конкретных потребителей Управлением подано 15 исков, удовлетворено 11 из 13 рассмотренных (или 85%). Общая сумма денежных средств, возмещенных на основании решений судов по делам, в которых Управление выступало с исками в защиту прав конкретных потребителей, составила порядка 8936600 рублей.

Приведем несколько примеров.

Потребитель получала в салоне косметологическую услугу, при выполнении которой был причинен вред здоровью, в связи с чем направила жалобу в Управление Роспотребнадзора по ХМАО – Югре. Было решено защищать права потребителя в судебном порядке, как наиболее перспективным для самого потребителя направлении защиты.

Юристы Роспотребнадзора оказали содействие в подготовке претензии в адрес индивидуального предпринимателя, неудачно выполнившего услуги. Потребитель в претензии заявила требование о компенсации морального вреда в связи с причинением ей физических и нравственных страданий. В удовлетворении требования было отказано, в связи с чем направлено исковое заявление в суд с требованием только о компенсации морального вреда, при этом иных требований не заявлено. Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре участвовало в судебном заседании и давало заключение по делу в целях защиты прав потребителей.

Напомним, в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Статья 29 ЗоЗПП гарантирует потребителю право при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) по своему выбору потребовать:

  1. безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  2. соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  3. безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  4. возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

При этом согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Между потребителем и туристическим агентством был заключен договор о реализации тура в Турцию период с 03.05.2021 по 08.05.2021. При этом, потребитель полностью оплатил стоимость туристского продукта в сумме 65000,00 рублей. В связи с эпидемической обстановкой и прекращением авиационного сообщения между странами, потребитель обратился к турагентству с требованием о расторжении договора о реализации туристического продукта, возврате денежных средств в связи с тем, что произошли существенные изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

В удовлетворении требования было отказано, в связи с чем потребитель вынужден был обратиться в суд с требованием о расторжении договора, возврате денежных средств, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа за отказ в удовлетворении требования потребителя в добровольном порядке.

Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре привлечено судом для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Решением Ханты-Мансийского районного суда исковые требования потребителя удовлетворил частично и присуди в пользу Потребителя вернуть 65000,00 рублей, оплаченных по договору, а в удовлетворении остальных требований потребителю было отказано. Решение в законную силу не вступило.

 

Уважаемые югорчане, в случае если вы столкнулись с подобными ситуациями за консультацией, а также помощью при составлении претензии вы можете обращаться в Управление Роспотребнадзора по ХМАО – Югре, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 72, тел. +7 (3467) 360-003, в том числе через форму приема обращений граждан в шапке аккаунта http://86.rospotrebnadzor.ru/.

 

Подготовлено начальником отдела защиты прав потребителей Управления. Тел. (3467) 360003 доб. 1600

Просмотров: 498