О правах потребителя, застрахованного в системе медицинского страхования ко Всемирному дню здоровья

Всемирный День здоровья в 2019 году традиционно празднуется ранней весной, 7 апреля. Выбор даты не случаен - именно в этот день, в 1948 году была создана Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ). Девиз Всемирного дня здоровья в 2019 году: «Всеобщий охват услугами здравоохранения». В связи с этим, напоминаем о правовом регулировании предоставления медицинских услуг.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" правовое поле законодательства по защите прав потребителей расширено на сферу добровольного и обязательного медицинского страхования. С 2012 года к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями по полису обязательного и добровольного медицинского страхования применяется законодательство о защите прав потребителей. На практике это означает, что медицинские услуги, предусмотренные программой ОМС и ДМС не могут быть предоставлены за дополнительную, отдельную плату.

Платные медицинские услуги предоставляются на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Платные медицинские услуги являются дополнением к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам.

1. Медицинские учреждения, оказывающие платные медицинские услуги, несут ответственность в соответствии с Законом РФ от 07 февраля 1992г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

2. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Указанная информация размещается на вывеске.

3.  Исполнитель обязан довести до сведения потребителя следующую информацию (необходимо ознакомиться с указанной информацией до заключения договора):  

  • о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия, указанных в лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию и (или) свидетельство. Медицинская деятельность подлежит лицензированию обязательно. В лицензии указывается фактический адрес, по которому разрешено оказывать медицинские услуги;
  • перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов;
  • указанные сроки службы и сроки гарантии;

4. Предоставление платных медицинских услуг рекомендуем оформлять письменным договором, который должен содержать: предмет договора (вид оказываемых услуг, выполняемых работ), стоимость работ (услуг), условия и сроки исполнения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Факт уплаты денежных сумм необходимо подтверждать кассовым чеком или квитанцией.

5. Условия договора, не должны ущемлять установленным законом права потребителя. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

6. В соответствии ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) по своему выбору от исполнителя потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

7. Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

8. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. 

Более подробная информация содержится в «Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006). 

Заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО- Югре в г. Югорске и Советском районе А.М. Денисов 8(3467)360003 доб. 4000

Просмотров: 1344