О правовых аспектах отказа потребителям, не имеющим действующих персональных QR-кодов привитого/переболевшего в допуске к услугам

В связи с участившимися обращениями о нарушениях прав потребителей при отказе в обслуживании в предприятиях торговли граждан, не имеющих действующих персональных QR-кодов, полученных с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», подтверждающих прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, или факт перенесения указанного заболевания, или документа, подтверждающего отрицательный результат ПЦР-теста, сделанного не ранее чем за 72 часа до обращения за услугой обращаем внимание на нижеследующее.

Согласно пункту 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом м) ст. 11 федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, помимо прочего, возложены полномочия по введению режима повышенной готовности к чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 19 указанного закона граждане обязаны выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре режим повышенного готовности введен с 18.03.2020 Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.03.2020 № 20, а в последующем Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.04.2020 № 29.

В этой связи, а также исходя из эпидемиологической ситуации в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре, введен ряд ограничительных мероприятий, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), включая обязательность наличия QR-кода привитого или переболевшего при входе в места массового посещения несения.

Нормативное введение данного требования, возлагает на граждан обязанность предоставления QR-кодов в определенных местах. Это требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.

Соответственно, по мере введения высшим должностным лицом региона требования о посещении определенных в Постановлении предприятий только при наличии действующих персональных QR-кодов, полученных с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», подтверждающих прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, или факт перенесения в течение последних 6 месяцев указанного заболевания, или документа, подтверждающего отрицательный результат ПЦР-теста, сделанного не ранее чем за 72 часа до посещения с предоставление документа, удостоверяющего личность, отказ гражданина предоставить данные сведения будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Исходя из изложенного, действия хозяйствующих субъектов по ненасильственному воспрепятствованию гражданам–потребителям в посещении объектов и доступе к товарам с целью их приобретения без предъявления QR-кодов, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов осуществляются с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи, а также договор на оказание услуг общественного питания (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вышеизложенное соотносится с положениями статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Однако, если у потребителя имеется QR-код, подтверждённый документом, удостоверяющим личность предъявителя, а также средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинская или гигиеническая маска) и продавец отказывает ему в обслуживании, то такой отказ является незаконными и нарушает его права потребителя. В таких случаях, потребитель в праве обратиться с претензией в адрес продавца.

Подготовлено начальником отдела защиты прав потребителей 8 3467 360003 (доб. 1600)

Просмотров: 6282