О возврате, обмене или замене товара в аптеке

Часто бывает, что приобретенное в аптеке лекарство или прибор не подходят по характеристикам или комплектации и потребитель пытается сдать/обменять товар и сталкивается с отказом. Правомерно и это?

Согласно пункту 2.17. Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 года № 785 в редакции от 22.04.2014 года (далее Порядок), приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену. (ред. от 22.04.2014), приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену.

Аналогичная норма установлена Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в связи с этим, продавец юридически прав, отказываясь принимать или обменивать аптечный товар. Однако возврату и обмену не подлежат товары только надлежащего качества, в случае если лекарственные препараты или медицинские изделия являются недоброкачественными, продавец (фармацевт) обязан принять такой товар.

Если у товара проивился недостаток, то согласно ст. 18 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей» возможно:

  • Заменить его на товар этой же марки /этих же модели и (или) артикула;
  • Заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • Отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы, при этом возвратив товар с недостатками продавцу.

Вам должны обменять товар и в случае, если он является доброкачественным, но фармацевт перепутал наименование товара, ошибся в дозировке или форме лекарственного средства.

Недостатком лекарственных препаратов и медицинских изделий можно считать:

  • Истекший на момент продажи срок годности;
  • Отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке;
  • Несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате;
  • Отсутствие инструкции по применению препарата;
  • Несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям;
  • Наличие в упаковке брака - сколы, негерметичность, нечитаемая полиграфия.

Вернуть лекарство возможно и в случае нарушения порядка отпуска лекарственных препаратов, предусмотренных нормативно-законодательными актами, а именно: рецептурный препарат продан без рецепта (основание п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров). Ведь у рецептурных препаратов могут быть серьезные побочные эффекты, которые могут ухудшить течение заболевания покупателя. Такой препарат должен быть принят фармацевтом назад. При покупке лекарственных препаратов, правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, необходимо проверить, не отходя от кассы.

Совсем другое дело, если товар ненадлежащего качества, а продавец отказывается принять его обратно или заменить на новый? Необходимо составить претензию в свободной форме, в двух экземплярах, с просьбой вернуть или заменить товар. К претензии приложить само лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту, показания свидетелей (если имеют место быть), гарантийный талон (при его наличии).

На одном из экземпляров претензии продавец, либо иное лицо принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Один экземпляр претензии остается у покупателя в подтверждение обращения к продавцу.

При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме, рекомендуем направить претензию почтой с уведомлением и описью вложения, что позволит в случае обращения в Управление Роспотребнадзора по городу Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре и суд, подтвердить соблюдение претензионного порядка.

При оформлении претензии к продавцу обратите внимание на смысловую разницу слов замена и обмен:

Слово замена используется при требовании в отношении некачественного товара, слово обмен при требовании в отношении качественного товара.

Используя Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Подготовлено: главным специалистом экспертом отдела защиты прав потребителей Суриковой А.С. (3467) 360003 (доб 1600)

Просмотров: 54541