Всё равно купят или как быть, когда цена на ценнике не совпадает с ценой в чеке
Поход в магазин – это, высокоинтеллектуальный, каждодневный труд. Покупатель изучает мелконаписанные тексты этикетки и ценника. Стараясь сэкономить, пересчитывает цену на общую единицу веса или объёма, предметно изучает акционный товар «с жёлтым» ценником и выбрав нужный экземпляр с полной уверенностью и доверием идет к кассе. Зачастую после оплаты на кассе всплывает «ошибка» магазина и цена, указанная на ценнике была существенно ниже, чем в чеке, поскольку пришла новая партия товара, установлены новые цены, не успели поменять ценники, и так далее…. Потребителю остаётся либо согласиться и купить по более высокой цене, либо отказаться от покупки и уйти ни с чем. Добиться продажи по установленной ценником цене сегодня затруднительно, т.к. автоматизация технологии торговли этого не допустит.
Преодолеть эти негативные тенденции можно и нужно, действуя сообща, т.е. потребитель и государство в лице его административных и судебных органов. При этом необходимо исходить из следующего:
- Пункт 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, обязывает Продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем (п.20 Правил).
- Пункт 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» обязывает продавца своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. И цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.
- Статья 435 Гражданского кодекса РФ предусматривает такое понятие, как «оферта» - это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Публичная оферта - предложение, обращенное к неопределенному кругу лиц. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.
Таким образом, продавец обязан продать товар по цене, указанной на ценнике. Даже если покупка совершена и пробит чек, покупателю должны вернуть разницу. Если по кассе пробили цену больше, чем была указана на ценнике необходимо:
- Обратиться к администратору или руководителю магазина,
- Если конфликт интересов не исчерпан и мирный исход ситуации не наступил, а представители магазина отказываются продать товар по стоимости, указанной в ценнике Потребитель имеет право изложить свои претензии в Книге отзывов и предложений, подробно описав что покупали, когда, какая цена была на ценнике, какая цена в чеке, и потребовать письменного ответа на это обращение. Администрация обязана сделать запись в Книге жалоб и предложений на оборотной стороне заявления о принятых мерах и обязательном порядке направить письменный ответ заявителю, указавшему свой адрес.
- Обязательно сохраните чек и сфотографируйте ценник, забирать его нельзя. Очень целесообразно в кадр добавить дату и время фотосъёмки.
- В случае, нарушения сроков ответа на жалобу, либо отказа в предоставлении Книги отзывов и предложений, либо неправомерного ответа необходимо обратиться с письменной претензией, составленной в трёх экземплярах (к Администрации магазина, в территориальный орган Роспотребнадзора и в суд, если в досудебном порядке претензия не будет удовлетворена). К этому заявлению очень важно приложить сфотографированный ценник и чек, а также ответ администрации магазина на жалобу. В претензии необходимо указать одно из следующих требований:
- требование о возврате разницы в цене товара в чеке и на ценнике (ст. 1102 ГК РФ);
- В разумный срок отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в связи с непредставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Определять разумный срок необходимо исходя из срока годности товара, сезонности его использования, потребительские свойства и т. п.
- Для руководителей торговых предприятий такая ситуация чревата административной ответственностью по п.1 ст. 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, потому, что магазин оштрафуют,
- Судебное рассмотрение дела по защите прав потребителей не облагается государственной пошлиной, а обращение в суд с иском о защите прав потребителей принесёт потребителю возмещение ущерба в двойном-тройном размере переплаченной за товар суммы, поскольку неудовлетворение в досудебном порядке законных имущественных требований потребителя чревато назначение судом штрафа в пользу потребителя в размере 50% присужденных сумм (п. 46 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
Консультацию, а также помощь при составлении претензии можно получить в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре либо в консультационном центре и его пунктах в городах и районах автономного округа- Югры.
Материал подготовлен специалистом 1 разряда ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Радужный Камаловой Л.Ф. 8(34668)3-96-69
Просмотров: 1736