Что надо знать при покупках в интернете

Интернет-шопинг стал повседневностью. Но в связи с растущей популярностью онлайн-покупок возникает много вопросов, касающихся обмена и возврата товаров, в связи с чем покупателям надо знать некоторые основные правила для этого вида шопинга.

В первую очередь, приобретение товаров в интернет-магазине регулируется ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей) и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 (далее – Правила), основные пункты, которых должен знать каждый покупатель в Интернете:

Конфликты покупателей и продавцов из-за товаров, приобретенных в интернет-магазинах, не редкость. Часто причиной является недобросовестность продавца или незнание им законодательства. Проверить его на честность и осведомленность покупатель может, внимательно ознакомившись с сайтом, на котором обязательно должны быть указаны условия продажи и возврата товара, а также информация о нем.

Следует обратить внимание на наличие документации: публичной оферты, пользовательского соглашения, правил пользования личным кабинетом, политики конфиденциальности и т.д.

Чем серьезнее продавец относится к торговле, тем подробнее будут проработаны документы. Отсутствие документации может свидетельствовать о том, что сайт используется в мошеннических целях.

Крупные интернет-магазины и маркетплейсы обычно подают информацию о товарах и условиях их продажи так, что она соответствует требованиям законодательства, и не нарушают права потребителей.

Сейчас мы рассмотрим некоторые условия, которые продавцы нередко прописывают на сайтах, при этом они противоречат нормам закона и могут привести к конфликтным ситуациям и убыткам покупателей.

1. Интернет-магазин не может устанавливать минимальную сумму покупки или ставить покупателя в положение, когда он может приобрести товар лишь после покупки другого.

Помните: подобные условия незаконны и ущемляют права потребителей!

2. На сайте должна быть указана полная и достоверная информация о товаре.

Продавец обязан указать: основные свойства товара; адрес своего местонахождения и места изготовления товара; полное фирменное наименование компании; цену;

условия приобретения и доставки товара; порядок оплаты; срок службы, срок годности и гарантийный срок.

3.На сайте интернет-магазина не может быть установлен запрет на возврат технически сложных товаров надлежащего качества.

Данный запрет работает только для стационарных магазинов. Потребитель, который приобрел технически сложный товар в интернет-магазине, может вернуть его в течение 7 дней после покупки, даже если он был надлежащего качества. Но необходимо, чтобы были сохранены товарный вид и потребительские свойства (п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом).

Обратите внимание, некоторые недобросовестные продавцы при передаче товара просят покупателя подписать документы, в которых указано, что он приобретен не дистанционным способом. После этого покупатель может лишиться прав, предусмотренных Правилами продажи товаров дистанционным способом.

4. Условие о необходимости отвезти товар продавцу при его возврате не всегда является законным.

Указание на сайте продавца на то, что доставка товара при возврате в любом случае осуществляется за счет покупателя, не в полной мере будет соответствовать закону.

Так, доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (ч. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). В случае неисполнения этой обязанности и при отсутствии продавца в месте нахождения покупателя он сам может доставить товар. При этом продавец обязан возместить ему расходы.

В остальных случаях доставка товара при его возврате осуществляется покупателем.

5. Продавец не вправе ограничивать покупателя в способах устранения недостатков товара и лишить возможности возвратить некачественный товар.

Покупатель, которому продан некачественный товар, может по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление покупателем, соразмерного уменьшения цены товара или замены на товар аналогичной марки (модели, артикула), либо на такой же товар другой марки с перерасчетом цены.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

6. Продавец обязан информировать покупателя о своей политике в отношении обработки персональных данных и мерах их защиты (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите персональных данных).

Если продавец нарушил это требование закона, покупателю стоит опасаться передачи персональных данных без его согласия. В случае утечки данных потребитель может взыскать убытки, если они у него возникли, а также обратиться в Роскомнадзор для привлечения продавца к административной ответственности.

7. Продавец не может решать, в какой суд обращаться покупателю, если между ними возник спор.

Потребитель может обратиться в суд по месту своего жительства или пребывания либо по месту заключения или исполнения договора (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ).

 

Информация подготовлена начальником отдела защиты прав потребителей

Хакимовой Татьяной Станиславовной, телефон для справок: 8(3467) 360003 добавочный 1600