ДАННЫЕ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЕМ ЗА 1 КВАРТАЛ 2023 ГОДА

В 1 квартале 2023 г. в Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре (далее-Управление) поступило 536 обращений по вопросам защиты прав потребителей, из них 281 - зарегистрировано в сфере услуг, 255 - в сфере торговли.

Наибольшее количество обращений зарегистрировано в сфере финансовых услуг – 30; на услуги связи поступило 28 заявление; жилищно – коммунальных услуг – 31 обращение.

По-прежнему, граждане остаются недовольны качеством предоставления бытовых услуг – 17 жалоб, оказанием услуг с использованием дистанционных каналов связи («Интернет», мобильные приложения) – 37 жалоб и транспортных услуг- 33 обращения, из которых на услуги воздушного транспорта поступило – 27 жалобы.

Количество обращений в сфере розничной торговли составило 281, при этом число обращений, связанных с заключением договора с использованием дистанционных каналов («Интернет», мобильные приложения) составило 33. В большинстве случаев, жалобы граждан связаны с ненадлежащим качеством предварительно оплаченного товара, его несоответствия образцу, нарушением сроков поставок, а также с отказом в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителей, в том числе в связи с удержанием денежных средств маркетплейсами за возврат некачественных товаров.

По итогам рассмотрения обращений Управлением гражданам даны разъяснения действующего законодательства, хозяйствующим субъектам выданы 55 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, проведено 91 мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования, а также в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).

По результатам рассмотрения обращений граждан и проведенных мероприятий по контролю должностными лицами Управления в 1 квартале 2023 года было выявлено 7 случаев причинения вреда имуществ у граждан, в том числе 4 случая вызванные приобретением, использованием товаров (работ, услуг) имеющих недостатки и 3 случая, вызванные предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах) всего на общую сумму 1 346 400 рублей, из которых 1 056 700 рублей были возмещены потребителям после вмешательства специалистов Управления.

Кроме того, в рамках рассмотрения обращений Управлением применялись и новые формы профилактического характера - профилактические визиты, в ходе которых контролируемые лица информировались об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим  объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Всего в рамках реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований в области защиты прав потребителей на 2023 год, Управлением в 1 квартале 2023 года проведено 74 профилактических визита и оказано 56 консультаций контролируемых лиц.

Также Управление продолжает на беспрерывной основе участвовать в судебной защите потребителей Югры.

Так, в суд по фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений Управлением подано 8 исков, в том числе 4 в защиту неопределенного круга лиц потребителей.

В настоящее время судами уже рассмотрено 5 гражданских дел, инициированных Управлением, в том числе 3 дела по защите неопределенного круга лиц потребителей Югры. Все иски Управления судами были удовлетворены, на общую сумму 300 000 рублей в качестве основных требований и 13 000 рублей в качестве моральной компенсации.

В обязательном порядке, специалисты Управления в 1 квартале 2023 года, принимали участие в гражданских делах по защите прав потребителей. Так, в 38 гражданских процессах были даны заключения по делам о защите прав потребителей, в пользу потребителей судами присуждено денежных средств в размере 432 600 рублей, а также 31 000 рублей компенсация морального вреда.

 

Управление Роспотребнадзора по ХМАО – Югре напоминает, что по адресу в сети «Интернет»: www.zpp.rospotrebnadzor.ru, размещена Государственная информационная система Защиты прав потребителей.

Эта система позволяет ознакомиться с любой размещенной информацией отдельно по каждому региону.

Кроме того, продолжает работу Единый консультационный центр Роспотребнадзора (телефон 8-800-555-49-43), организованный в целях консультирования граждан по вопросам санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, а также оперативного реагирования на нештатные ситуации.

В случае, если вы столкнулись с нарушением прав, вы можете направить письменное обращение в Управление посредством раздела «Прием обращений граждан» на официальном сайте в сети Интернет https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/ или почтой по адресу: 628007, ХМАО – Югра, город Ханты – Мансийск, улица Рознина, дом 72

 

 

Материал подготовлен начальником отдела защиты прав потребителей 360-003 доб. 1600