Эффективность судебной защиты прав потребителей услуг дистанционной продажи товаров, работ и услуг

На услуги дистанционной торговли в минувшем году жаловались 4% потребителей, обратившихся в Роспотребнадзор Югры с проблемами соблюдения прав потребителей. По семи жалобам проведены административные расследования, а в восьми обращениях усмотрены признаки мошеннических действий, в связи с чем они направлены в правоохранительные органы. Оснований для обращения в суд в защиту прав потребителей услуг дистанционной торговли у Управления Роспоребнадзора по ХМАО – Югре не возникало в связи с чем подготовлен настоящий материал.

Судебная защита любых нарушений прав потребители начинается с оформления претензии. В большинстве случаев, нарушенные права потребителей удаётся восстановить на этапе подачи претензии. Требования грамотно составленной претензии, образцы которых нетрудно найти в сети интернет, как правило, удовлетворяются в полном объеме.

В случае, если хозяйствующий субъект отказывается удовлетворить законные требования, разрешить спорный вопрос можно исключительно в судебном порядке. Для этого необходимо составить исковое заявление, при этом потребители по искам, связанным с нарушением их гражданских прав освобождаются от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17 Закона № 2300-1).

Напомним, что в соответствии с пунктом 5 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» территориальные органы Роспоребнадзора могут быть привлечены судом к участию в деле для дачи заключения, либо вправе вступить в судебный процесс по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Управление Роспотребнадзора по ХМАО – Югре наделено правом выступить в защиту прав потребителей и инициировать подачу искового заявления в суд. Как правило иски в защиту прав потребителей направляются для социально-уязвимой категории потребителей: люди с ограниченными возможностями, пенсионеры, многодетные или одинокие матери, или женщины в декретном отпуске. Потребители не относящие к перечисленным категориям населения имеют возможность защитить свои права при содействии юристов консультационного центра и его пунктов в городах и районах Югры при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Специалисты по защите прав потребителей консультационных пунктов помогут составить претензию, при необходимости и исковое заявление. В случае необходимости усиления позиции потребителя в судебном процессе, проинформируют Управление Роспотребнадзора по ХМАО – Югре о необходимости вступления в судебное заседание.

В судебном порядке, кроме возврата денежных средств за товар ненадлежащего качества, оказанной работы либо услуги, у потребителя имеется возможность потребовать возмещения морального вреда, неустойки и штрафа.

Материал подготовлен главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Мариненковым Александром Олеговичем (360-003 доб. 1603)