Итоги горячей линии по такси и каршерингу

Управлением Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре проведено консультирование потребителей по вопросам защиты прав потребителей услуг такси и каршеринга по телефонам «горячих линий».

Так, в период с 15 по 26 ноября 2021 года Управлением и Консультационным центром для потребителей ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» проконсультировано 23 потребителя по телефонам «горячей линии», дан ответ на 1 письменное обращение и оказана одна консультация при личном приеме.

Наибольшее количество консультаций дано по вопросам, касающимся перевозок в междугородном сообщении, регулярных перевозок пассажиров общественным городским транспортом и при пользовании такси. Обратившимся гражданам была оказана консультативная помощь, а также, в необходимых случаях и при наличии оснований, оказана помощь в подготовке претензий к перевозчикам.

Специалисты Управления и Консультационных центров выступили на радио и ТВ. Также в рамках проведения горячей линии и информирования населения, специалистами Управления размещены памятки на интернет ресурсах, распространена печатная продукция (листовки, бюллетени, буклеты, памятки) по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг такси и каршеринга.

Напомним, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси регулируется Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", а также Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Законом о защите прав потребителей установлена ответственность исполнителя за нарушение прав потребителей. Так, например, при задержке такси потребитель вправе потребовать от исполнителя услуг:

-  неустойку за нарушения срока оказания услуги (согласно п. 5 ст. 28 неустойка рассчитывается за каждый час просрочки в размере 3% стоимости услуги. При этом максимальный размер неустойки не может превысить общей стоимости услуги).

Но исполнитель освобождается от ответственности, если автомобиль прибыл с опозданием «из-за временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ» (ст. 36 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

Услуги такси уже давно стали неотъемлемой частью жизни многих людей. На такси можно комфортно прибыть в нужное место, но конкуренцию данной услуге в настоящее время активно составляет – каршеринг - это краткосрочная аренда автомобиля с поминутной тарификацией. Как правило, его используют для коротких внутригородских поездок. Для того, чтобы воспользоваться данной услугой, необходимо зарегистрироваться на сервисе каршеринговой компании, заключить договор, предоставить паспорт, водительские права и номер банковской карты для оплаты.

Прежде чем подписать договор, необходимо внимательно ознакомиться с его условиями, чтобы избежать серьезных штрафов за различные нарушения. Так, например, в некоторых компаниях нельзя пользоваться каршерингом в коммерческих целях или перевозить пассажиров в состоянии алкогольного опьянения. Если запачкаете салон – тоже можете получить штраф.

Перед тем как воспользоваться услугами каршеринга, необходимо изучить их преимущества и недостатки.  Водители получают выгоду и экономию времени. Но проблема заключается в том, что в законодательстве нет четкого регулирования подобной краткосрочной аренды, каждая каршеринговая компания в процессе оказания услуги руководствуется своими индивидуальными правилами. В случае неуверенности за рулем лучше не брать авто в аренду.

Если же принято решение об использовании арендованного транспортного средства, то автомобиль перед началом движения нужно внимательно осмотреть на предмет внешних повреждений и его состояния внутри; проверить наличие полиса ОСАГО, топливной карты, СТС на авто. В случае, если в процессе осмотра обнаруживаются какие-либо повреждения, царапины и вмятины, рекомендуем сразу связаться с сотрудниками компании. Акт приема-передачи авто необходимо принимать после его тщательного осмотра, и только затем начинать движение.

Материал подготовлен начальником отдела защиты прав потребителей Управления, тел. 8 3467 360003 (доб. 1600)