О некачественных юридических услугах
Недобросовестные практики при оказании юридических услуг распространены во всех регионах России. Рискам подвержено даже неплатежеспособное население, поскольку часто такие услуги оказывают в кредит. Размер подтвержденного имущественного ущерба, причиненного потребителям недобросовестными действиями исполнителей юридических услуг, по данным территориальных органов Роспотребнадзора за период с 2018 года составляет порядка 205,4 млн. руб. Указанная сумма ущерба учитывает только данные обратившихся в Роспотребнадзор потребителей. Реальный совокупный ущерб может превышать несколько миллиардов рублей.
О бесплатной юридической помощи мы информировали югорчан по итогам рассмотрения проблемы некачественных юридических услуг на совещании при Департаменте внутренней политики.
Анализ жалоб показывает, что рынок насыщен недобросовестными практиками, среди которых:
- Завышенная стоимость услуг
- Навязывание услуг
- Юридические услуги оказывают явно не профессионалы
- Договор на оказание услуг исполняется формально
- Исполнители услуг препятствуют расторжению договора и возврату денег
- Реклама содержит обманную информацию о том, что услуги оказываются бесплатно
- Гарантируется результат независимо от сложности вопроса
- Применяются «серые» схемы оплаты (на карту физического лица), потребителю отказывают в выдаче документов, подтверждающих факт оплаты услуг; прием платы за услуги на банковскую карту физического лица. Стоимость услуг недобросовестных юристов не учитывает рыночную ситуацию, широко применяется кредитование клиентов
- Склонение уязвимых категорий граждан к подписанию договора на оказание дорогостоящих услуг
Суть многих обращений сводится не просто к жалобам на качество юридических услуг. Отмечается «паразитический» характер деятельности многих организаций, не преследующих цели реального оказания юридических услуг.
Оказываемые услуги являются дорогостоящими и это абсолютно не обусловлено качеством данных услуг и их составом. Широко применяется практика, когда в офисах юридических компаний заключаются кредитные договоры с потребителями. Договоры содержат незаконные защитные оговорки от расторжения и возврата денег (потребителю дают понять, что услуги оказаны и денежные средства возвращены не будут).
Навязывание дополнительных платных услуг, например, подготовка одновременно претензии, искового заявления в адрес продавца (исполнителя) без получения результата по добровольному рассмотрению претензии или подготовка жалоб в контрольные (надзорные) органы при нарушении имущественных прав потребителя.
Часто жертвами недобросовестных компаний, оказывающих юридические услуги, становятся социально уязвимые категории граждан, в том числе пожилые люди, которые в силу возраста и отсутствия специальных познаний не имеют возможности оценить необходимый объем и адекватную стоимость услуг.
В сети «Интернет» и на офлайн площадках часто распространяется реклама и информация о предоставлении якобы бесплатных юридических консультаций. После передачи персональных данных гражданин приглашается в офис, где с ним подписывают договор о дорогостоящих услугах.
На сайтах «лжеюристов» есть злоупотребление использованием официальной геральдики, отсутствует информации, в т.ч. обязательная в силу закона, об исполнителе услуг (организационно-правовая форма, адрес места регистрации, ИНН, ОГРН и т.п.), содержится информация о якобы поддержке юридической компании со стороны органов власти.
Государство и сами граждане несут значительные издержки по восстановлению нарушенных прав на качество юридических услуг.
В этой связи Роспотребнадзор обращает внимание потребителей на ряд простых и эффективных рекомендаций.
Прежде чем заключать договор на оказание юридических услуг, необходимо изучить информацию об исполнителе.
Сведения об исполнителе юридических услуг должны быть доведены до потребителя в наглядном и доступном месте, а также содержаться в договоре.
Ознакомьтесь с отзывами клиентов, которые могут быть размещены, в том числе в Интернете, а также со стоимостью предлагаемых услуг и ценой аналогичных услуг у других лиц или организаций.
Внимательно изучите предмет и условия договора, сроки его исполнения. Если в договоре описаны только услуги такие как «составление проекта жалобы» или «составление претензии» в многочисленные государственные органы исполнительной власти, то это означает оплату только за эти документы. Вместе с тем, образцы жалобы или претензии можно скачать в Интернете или оформить самостоятельно.
Откажитесь от подписания акта выполненных работ в момент заключения договора на оказание юридических услуг.
Обратите внимание на навязчивое предложение заключить договор на оказание юридических услуг. В таких случаях до граждан доводится заведомо ложная информация, например, о том, что они якобы получают выплаты не в том объеме, которые по закону положены им от государства и в этой связи предлагается составить заявления в органы государственной власти.
На практике каждый гражданин РФ вправе на бесплатной основе обращаться в письменной форме в государственные органы по возникшим проблемам.
Кроме этого, стоит задуматься над предложением лиц, оказывающих юридические услуги, получить кредит или займ для оплаты этих услуг, а также над обещаниями выиграть дело, после которого все потраченные клиентом на оплату юридических услуг деньги, будут возвращены.
Если исполнитель не предоставляет клиенту возможности ознакомиться с условиями договора или не позволяет сделать копию документа, не дает необходимых разъяснений, в этом случае договор лучше не заключать.
Даже если подписан такой договор и внесена часть суммы, потребитель вправе отказаться от исполнения договора и заявить требование о возврате уплаченных денежных средств.
Важно помнить, что согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» при отказе от услуги потребитель обязан оплатить исполнителю только фактически понесенные расходы, связанные с выполнением обязательств по договору. Обратите внимание, что фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например, подано исковое заявление в суд или предоставлен документ, подтверждающий выезд юриста в судебные органы и др.). При неудовлетворении требования потребителя о возврате уплаченных денежных средств, спор может быть разрешен только в судебном порядке.
Напомним, что в справочнике потребителя на информационном ресурсе Роспотребнадзора размещена актуальная информация, памятки, разъяснения и образцы документов.