Всемирная неделя качества. Роспотребнадзор Югры защищает права потребителей.

За 9 месяцев 2022 года в Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре поступило 3090 обращений, из них большее половины составляют обращения в сфере защиты прав потребителей – 1703.

Если смотреть в разрезе сфер деятельности, то поступившие обращения, связанные с нарушением прав потребителей, делятся следующим образом:

На сферу торговли приходится 724 или 43%;

На сферу услуг - 979 или 57%.

В целом за истекший период 2022 года количество обращений, поступивших в Управление, включая территориальные отделы, увеличилось на 8% по сравнению с количеством обращений, поступивших в Управление и его территориальные отделы в 2021 году.

Данная тенденция отмечается практически по всем направлениям. Особенно обращает на себя внимание резкое увеличение количества обращений по таким направлениям как: оказание услуг и розничная торговля с использованием дистанционных каналов («Интернет», мобильные приложения) и обусловлена она резким увеличением интереса граждан к оказанию услуг и торговле посредством интернет-коммуникаций и использованием маркетплейсов, выступающих в качестве агрегаторов при реализации товаров, работ и услуг.

Законодательством Российской Федерации предусмотрен достаточно серьезный арсенал правовых норм, обеспечивающих право потребителей получение качественных работ, товаров и услуг, квалифицируемых по нормам Закона «О защите прав потребителей», однако продолжает сохранятся высокая доля нарушений именно этого права (статьи 4 и 8 Закона «О защите прав потребителей») – 43 % от числа всех выявленных нарушений в первом полугодии 2022 года (в целом за 2021 г. – 22 %).

В 2022 году было рассмотрено 1703 обращений, из которых в 85,4 % случаев заявителям были даны необходимые разъяснения (1145); 10 % (169) направлено на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; по поступившим обращениям специалистами проведено 150 предварительных проверок доводов. Изложенных в информации авторов и лишь 2,1 % (25) обращений стали основанием для проведения административных расследований и 0,6 % (7) стали основанием для проведения контрольных надзорных мероприятий.

При осуществлении специалистами отдела защиты прав потребителей функции по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей в первом полугодии 2022 года зарегистрировано 13 случаев причинения вреда большинство из которых связаны с приобретением, использованием потребителями товаров (работ, услуг), имеющих недостатки. Всего ущерб потребителем причинен на сумму 1 548 500 рублей. В результате проведённых специалистами Управления мероприятий, потребителям удалось возместить 1 368 000 рублей.

Особенно хочется выделить специфическую работу отдела защиты прав потребителей, направленную на прекращение распространения в сети Интернет информации, запрещенной в Российской Федерации.

Так, в 2022 г. подано 12 подобных исков, 11 из которых уже были удовлетворены судом. Все иски, поданные в защиту неопределенного круга потребителей, поданы отделом защиты прав потребителей с целью устранения нарушений в области розничной торговли при заключении договора с использованием дистанционных каналов («Интернет», мобильные приложения).

Эти ресурсы включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Всего же Управлением было подано 19 исков в защиту прав потребителей, из которых судами округа рассмотрено 15 исков в защиту прав потребителей.

По искам, поданным Управлением, присуждено денежных средств в пользу потребителей в 2022 г. – 5 590 600 руб. Компенсации морального вреда составила 54 000 рублей.

Довольно активно суды округа привлекают специалистов Управления для участия в гражданские дела в качестве экспертов для дачи заключения по делу. В качестве примера, можно привести следующую ситуацию.

Между потребителем и туристическим агентом был заключен договор о реализации туристического продукта в Турцию период с 02.11.2021 по 12.11.2021. Потребитель со своей семьей прибыли на отдых 02.11.2021 года, а 03.11.2021 дочь истца получила травму при катании на водной горке расположенной на территории отеля. После спуска с водной горки спасатель, находящийся на горке и обеспечивающий безопасность отдыхающих, допустил спуск следующего ребенка в тот момент, когда дочь истца еще не покинула горку, в результате чего получила сильнейший удар ногами другого ребенка в лицо. В результате удара в лицо дочь истца получила телесные повреждения: Выбиты передние зубы, разорвана губа.

Специалисты территориального отдела Управления в городе Югорске и Советском районе был привлечен судом для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. После ознакомления с материалами дела, ими подготовлено заключение о нарушении прав потребителей со стороны туроператора.

Решением Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры исковые требования потребителя принято удовлетворить и взыскать в пользу Потребителя 1689000,00 рублей, в том числе: Денежные средства, уплаченные по договору о приобретении туристического продукта в размере 180000,00 рублей, денежные средства в счет произведенной оплаты стоматологического лечения и предстоящих затрат на стоматологическое лечение в будущем в размере 646000,00 рублей, компенсация морального вреда в размере 300000,00 рублей, штраф в размере 563000,00 рублей. Решение в законную силу не вступило.

Всего специалистами Управления принято участие в 70 гражданских делах по защите прав потребителей, где были даны заключения по делам. 55 гражданских дел рассмотрены, где в 43 случаях требования граждан – потребителей были удовлетворены на общую сумму 6 907 100 руб., а также компенсации морального вреда составила 204 000 рублей.

 

Подготовлено начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ХМАО – Югре (тел. (3467) 360003 доб. 1600))