О дистанционной торговле жителям Нижневартовска, района и Мегиона

Каждый месяц около 25-30 жителей города Нижневартовска, Нижневартовского района и города Мегиона обращаются в Роспотребнадзор с жалобой на проблемы, возникшие при совершении покупок дистанционным способом. А между тем, отношения, возникающие между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), «Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020г. № 2463  (далее – Правила) и иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

В соответствии со ст. 4 Закона продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Согласно п. 13 Правил договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

По общему правилу при приеме денежных средств в рамках предоплаты и безналичной оплаты требуется применять кассовой техники (Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). При этом в зависимости от того, что было раньше – оплата покупки или ее передача при дистанционной реализации товара, кассовый чек будет формироваться по особым правилам.

Так, в стандартной ситуации, когда покупатель перечисляет денежные средства на расчетный счет продавца до получения товара, последний узнает о поступлении денег на счет и в течение одного рабочего дня должен сформировать кассовый чек. Направить чек продавец может тремя способами:

  • онлайн на электронную почту покупателя. Для этого при выборе товара покупатель передает продавцу информацию о нем и адрес для направления чека;
  • в виде бумажного чека, если у продавца есть возможность непосредственного взаимодействия с покупателем;
  • сформировать бумажный чек в течение одного рабочего дня с момента поступления денежных средств на расчетный счет и передать его покупателю вместе с товаром.

Пунктом 2 ст. 26.1 Закона установлено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Согласно п. 5 ст. 26.1. Закона последствия продажи товара ненадлежащего качества установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 Закона.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества (если это не было оговорено продавцом), вправе по своему выбору заявить одно из требований, а именно:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Для того, чтобы установить причину возникновения недостатков в товаре п. 5 ст. 18 Закона на продавца возложена обязанность принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель в случае несогласия с ее результатами вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Для реализации данного права потребитель вправе направить в адрес продавца претензию с соответствующим требованием заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу регистрации продавца (юридическому адресу) либо по его электронному адресу.

В случае отказа продавца провести проверку качества товара (экспертизу), потребитель вправе самостоятельно провести экспертизу в организации, наделенной правом на проведение такого рода экспертиз (информацию о деятельности которых можно узнать в сети интернет и других источниках) и если будет установлено наличие в товаре недостатка производственного характера, вновь обратиться с претензией в адрес продавца и заявить одно из требований, предусмотренных п. 1 ст. 18 Закона, в том числе: потребовать возмещение расходов по проведению экспертизы.

Если продавцом будет отказано в удовлетворении заявленного потребителем требования, возникший имущественный спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства (ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона).

 

С вопросами по данному материалу обращаться по телефону 8(3466) 41-28-33 Савченко Е.Ф.