Всё равно купят или как быть, когда цена на ценнике не совпадает с ценой в чеке

Поход в магазин – это, высокоинтеллектуальный, каждодневный труд. Покупатель изучает мелконаписанные тексты этикетки и ценника. Стараясь сэкономить, пересчитывает цену на общую единицу веса или объёма, предметно изучает акционный товар «с жёлтым» ценником и выбрав нужный экземпляр с полной уверенностью и доверием идет к кассе. Зачастую после оплаты на кассе всплывает «ошибка» магазина и цена, указанная на ценнике была существенно ниже, чем в чеке, поскольку пришла новая партия товара, установлены новые цены, не успели поменять ценники, и так далее…. Потребителю остаётся либо согласиться и купить по более высокой цене, либо отказаться от покупки и уйти ни с чем. Добиться продажи по установленной ценником цене сегодня затруднительно, т.к. автоматизация технологии торговли этого не допустит.

Преодолеть эти негативные тенденции можно и нужно, действуя сообща, т.е. потребитель и государство в лице его административных и судебных органов. При этом необходимо исходить из следующего:

  • Пункт 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, обязывает Продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем (п.20 Правил).
  • Пункт 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» обязывает продавца своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. И цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.
  • Статья 435 Гражданского кодекса РФ предусматривает такое понятие, как «оферта» - это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Публичная оферта - предложение, обращенное к неопределенному кругу лиц. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.

Таким образом, продавец обязан продать товар по цене, указанной на ценнике. Даже если покупка совершена и пробит чек, покупателю должны вернуть разницу. Если по кассе пробили цену больше, чем была указана на ценнике необходимо:

  1. Обратиться к администратору или руководителю магазина,
  2. Если конфликт интересов не исчерпан и мирный исход ситуации не наступил, а представители магазина отказываются продать товар по стоимости, указанной в ценнике Потребитель имеет право изложить свои претензии в Книге отзывов и предложений, подробно описав что покупали, когда, какая цена была на ценнике, какая цена в чеке, и потребовать письменного ответа на это обращение. Администрация обязана сделать запись в Книге жалоб и предложений на оборотной стороне заявления о принятых мерах и обязательном порядке направить письменный ответ заявителю, указавшему свой адрес.
  3. Обязательно сохраните чек и сфотографируйте ценник, забирать его нельзя. Очень целесообразно в кадр добавить дату и время фотосъёмки.
  4. В случае, нарушения сроков ответа на жалобу, либо отказа в предоставлении Книги отзывов и предложений, либо неправомерного ответа необходимо обратиться с письменной претензией, составленной в трёх экземплярах (к Администрации магазина, в территориальный орган Роспотребнадзора и в суд, если в досудебном порядке претензия не будет удовлетворена). К этому заявлению очень важно приложить сфотографированный ценник и чек, а также ответ администрации магазина на жалобу. В претензии необходимо указать одно из следующих требований:
  • требование о возврате разницы в цене товара в чеке и на ценнике (ст. 1102 ГК РФ);
  • В разумный срок отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в связи с непредставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Определять разумный срок необходимо исходя из срока годности товара, сезонности его использования, потребительские свойства и т. п.
  1. Для руководителей торговых предприятий такая ситуация чревата административной ответственностью по п.1 ст. 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, потому, что магазин оштрафуют,
  2. Судебное рассмотрение дела по защите прав потребителей не облагается государственной пошлиной, а обращение в суд с иском о защите прав потребителей принесёт потребителю возмещение ущерба в двойном-тройном размере переплаченной за товар суммы, поскольку неудовлетворение в досудебном порядке законных имущественных требований потребителя чревато назначение судом штрафа в пользу потребителя в размере 50% присужденных сумм (п. 46 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Консультацию, а также помощь при составлении претензии можно получить в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре либо в консультационном центре и его пунктах в городах и районах автономного округа- Югры.

Материал подготовлен специалистом 1 разряда ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Радужный Камаловой Л.Ф. 8(34668)3-96-69