Рекомендации по режиму дня школьника

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня - это именно то, что способствует нормальному росту и развитию, сохранению работоспособности, интереса к учебной и творческой деятельности. Особенно это актуально для первоклассника, так как помогает ребенку привыкнуть к новой обстановке и правильно сбалансировать учёбу и отдых. При построении режима школьника необходимо чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон.

Обязательные элементы режима дня включают:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Рацион питания школьника должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Рекомендуется 4-5-разовое питание, Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течение дня. Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 часов, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.

Занятия в школе регламентируются учебным планом в соответствии с гигиеническими нормативами. Домашние учебные занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со 2-го полугодия) - до 1 ч., во 2-м классе - до 1,5 ч., в 3-4-м классах – до 2 часов, в 5-6-м классах - до 2,5 часов, в 7-м классе - до 3 часов, в 8-11-м классах – до 3,5 часов. Должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин. занятий необходим короткий перерыв.

Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, занятий спортом, сна.

Свободное время учащийся использует по своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьника младшего возраста - 1-1,5 часа, среднего и старшего - 1,5-2,5 часа в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на ПК, общаются с друзьями. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на планшете, компьютере, просмотр телепередач.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

• в 7-10 лет - 11-10 ч.;

• в 11-14 лет - 10-9 ч.;

• в 15-17 лет - 9-8 ч.

Занятия в различных кружках должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья ребенка. Не рекомендуется участие школьника более чем в двух кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме.

Главный специалист-эксперт Крылова Ирина Алексеевна